Аннотированный указатель содержания журнала "Делопроизводство"

Указатель содержания журнала (1997 – 2007 гг.)

1. К читателю. – 1997. – № 2 (1). – С. 5 – 6.

Изложены цели и задачи нового периодического издания "Делопроизводство", его читательское назначение и предполагаемая тематика статей.

2. Кузнецова, Т.В. Журналу "Делопроизводство" – 10 лет. – 2007. – № 3. – С. 3 – 7. 

В статье главного редактора издания содержится обзор основных рубрик журнала, проблематика опубликованных в них статей. Подведены итоги десятилетнего издания  профессионального журнала.

1. Нормативные основы документационного обеспечения управления

1.1. Нормативно-правовые акты  и инструктивно-методические документы

3. Об информации, информатизации и защите информации : федер. закон от 25.01.95 г. № 24-ФЗ. – 1997. – № 2 (1). – С. 94 – 102.

Текст первого федерального закона, посвященного информации.  Содержит 24 статьи, регулирующие отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов, создании и использовании информационных технологий, защите информации.

4. О почтовой связи : федер. закон от 17.07.99 г. № 176-ФЗ : [извлечение].  – 1999. – № 2. – С. 97 – 101.

Представлены извлечения из текста ФЗ, регламентирующего услуги почтовой связи и имеющие отношение к вопросам ДОУ.

5. О Государственном гербе Российской Федерации : федер. конституц. закон от 25.12.2000 г. № 2-ФКЗ. – 2001. – № 2. – С. 110 – 111.

Текст ФКЗ включает 12 статей, устанавливающих Государственный герб РФ, его описание и порядок официального использования.

6. Об электронной цифровой подписи : федер. закон от 10.01.2002 г. № 1-ФЗ. – 2002. – № 4. – С. 91 – 98.

Полная публикация текста ФЗ, регулирующего правовые отношения в области использования ЭЦП. Включает 5 глав и 21 статью.

7. О структуре федеральных органов исполнительной власти : указ Президента Рос. Федерации от 17.08.99 г. № 1062 : [извлечение]. – 1999. – № 2. – С. 96 – 97.

В тексте указа Президента обозначена структура и перечислены наименования федеральных министерств, государственных комитетов, федеральных комиссий и служб, российских агентств и других органов власти.

8. О порядке ведомственного хранения документов и организации их в делопроизводстве : постановление СМ – Правительства Рос. Федерации от 03.03.93 г. № 191. – 1997. – № 2 (1). – С. 107 – 108.

О регулировании взаимоотношений между учреждениями Росархива и центральными органами федеральной исполнительной власти, организациями и предприятиями по совершенствованию ведомственного хранения документов. Установлены предельные сроки ведомственного хранения документов государственной части Архивного фонда РФ.

9. Об упорядочении изготовления, использования, хранения и уничтожения печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации : постановление Правительства Рос. Федерации от 27.12.95 г. № 1268. – 1997. – № 2 (1). – С. 106 – 107.

Содержатся общие требования к изготовлению печатей и бланков; поручения органов государственной власти по разработке соответствующих документов (стандартов, положений, правил) по обеспечению порядка и условий хранения, использования и уничтожения печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба РФ.

10. О первичных учетных документах : постановление Правительства Рос. Федерации от 08.07.97 г. № 835. – 1998. – № 2. – С. 77.

В документе содержатся поручения Правительства РФ Госкомстату по разработке и утверждению альбомов унифицированных форм первичной учетной документации и их электронной версий, перечислены альбомы и установлены сроки их введения.

11. Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации : постановление Правительства Рос. Федерации от 13.08.97 г. № 1009. – 1997. – № 2 (1). – С. 102 – 106.

Публикация текста постановления и правил, направленных на дальнейшее совершенствование работы по подготовке нормативных правовых актов ФОИВ.

12. Об утверждении Положения о Федеральной архивной службе России : постановление Правительства Рос. Федерации от 28.12.98 г. № 1562. – 1999. – № 1. – С. 73 – 75.

Текст положения включает в себя организационные и правовые основы деятельности Росархива, его задачи, направления деятельности, взаимодействие с другими архивными учреждениями.

13. О внесении изменений в указания по применению и заполнению унифицированной формы первичной учетной документации № Т-2 "Личная карточка" : постановление Гос. ком. Рос. Федерации по статистике от 25.01.99 г. № 5. – 2000. – № 2. – С. 104.

О замене слова "для совместителей – копии трудовой книжки, заверенной нотариусом" словами "для совместителей – копии трудовой книжки, заверенной в установленном порядке".

14. О внесении изменений в указания по применению и заполнению унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты : постановление Гос. ком. Рос. Федерации по статистике от 02.07.99 г. № 51. – 2000. – № 2. – С. 104.

Об исключении из абзаца первого Указания по применению и заполнению формы Т-8 слова "в двух экземплярах" и "один остается в отделе кадров, другой – передается в бухгалтерию"; абзаца второго Указания по применению и заполнению формы Т-6 слова "Заполняется в двух экземплярах. Один остается в отделе кадров, другой – передается в бухгалтерию".

15. Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты : постановление Гос. ком. Рос. Федерации по статистике от 29.12.2000 г. № 136. – 2001. – № 1. – С. 120.

О введении в действие с 1 января 2001 года комплекса унифицированных форм документов по учету кадров и учету использования рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда; о признании утратившими силу постановление Госкомстата России от 30.10.97 № 71 а в части утверждения унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты.

16. Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты : постановление Гос. ком. Рос. Федерации по статистике от 06.04.2001 г. № 26. – 2001. – № 2. – С. 111 – 112.

О повторном утверждении унифицированных форм в связи с исключением формы ТД-1 "Трудовой договор" (контракт) и внедрением Альбома унифицированных форм документов.

17. Об принятии и введении в действие изменения ГОСТ Р 6.30-97 : постановление Гос. ком. Рос. Федерации по стандартизации и метрологии от 21.01.2000 г. № 9-СТ. – 2000. – № 1. – С. 69 – 70.

Представлен ряд изменений к тексту ГОСТа Р 6.30-97, введенных в действие с 1 апреля 2000 года.

18. Примерное положение о Центральной экспертной комиссии (ЦЭК) министерства (ведомства) Российской Федерации : утв. Приказом Росархива от 17.03.98 г. № 19. – 1998. – № 2. – С. 75 – 77.

В тексте содержатся общие положения о ЦЭК, перечень функций, осуществляемых комиссией и организационные аспекты работы ЦЭК.

19. Примерный перечень типовых видов управленческих документов негосударственных организаций (новых экономических хозяйственных структур), которые могут подлежать отбору на постоянное хранение в государственные архивы : [приложение к методическим рекомендациям ВНИИДАД].  – 1998. – № 1. – С. 108 – 113.

Публикуемый перечень представляет собой приложение к методическим рекомендациям ВНИИДАД "Отбор на государственное хранение управленческих документов, образующихся в деятельности негосударственных (новых экономических – хозяйственных структур). – М., 1997". Содержит 128 видов документов по различным вопросам управленческой деятельности и организации труда.

1.2.  Законодательная и нормативно-методическая база документационного обеспечения управления

20. Алексеева, Е.В. Нормативно-методические пособия по экспертизе ценности документов: перечни /Е.В. Алексеева, Л.П. Афанасьева, Е.М. Бурова, Г.А. Осичкина. – 2003. – № 2. – С. 85 – 92.

Представлен материал из истории создания систематизированных списков документов учреждений, содержащие нормативные указания о сроках хранения документов. Дана характеристика современной системы перечней документов, их структуры.

21. Банасюкевич, В.Д. Современная нормативная база делопроизводства. – 1997. – № 2 (1). – С. 7 – 13.

В статье зам. директора ВНИИДАД представлен обзор законодательных актов, нормативных документов Правительства РФ, Госстандарта России, принятые в 90-е годы и отражающие вопросы документирования и организации работы с документами. Дана сравнительная характеристика ГОСТов 6.38-90 и 6.30-97 на ОРД.

22. Банасюкевич, В.Д. Разработка Государственной системы документационного обеспечения управления – актуальная задача / В.Д. Банасюкевич, М.В. Ларин. – 1998. – № 1. – С. 5 – 8.

Представлена часть технического задания на разработку нового проекта ГСДОУ, содержащая основные положения и аспекты документационного обеспечения, которые должны быть в ней регламентированы.

23. Банасюкевич, В.Д. Новый типовой перечень. – 2001. – № 1. – С. 25 – 26.

Охарактеризован "Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения" (М., 2000), показано его значение для осуществления экспертизы ценности документов.

24. Бачило, И.Л. О проблемах информационного права в области документирования и документооборота : [докл. на VIII междунар. науч.-практ. конф. "Документация в информационном обществе"]. – 2002. – № 2. – С. 5 – 8.

Зав. сектором информационного права Института государства и права РАН размышляет о проблеме документирования информации в условиях формирования информационного общества и правовом регулировании этой проблемы.

25. Белов, Г.В. Информационно-правовая платформа электронного документооборота в системах государственного управления / Г.В. Белов, С.И. Семилетов : [тез. докл. на VIII междунар. науч.-практ. конф. "Документация в информационном обществе"]. – 2002. – № 2. – С. 103 – 104.

Рассмотрены проблемы правового режима документа в традиционном и электронном виде, правовой аутентичности документов на всех стадиях преобразования, обработки и хранения в системах электронного документооборота органов государственного управления.

26. Вороцков, И.В. Нормативно-методическая база документирования управленческой деятельности в условиях применения новых информационных технологий. – 2000. – № 2. – С. 28 – 30.

Изложение содержания нормативно-методических документов общегосударственного действия и ведомственного уровней, регулирующих создание и использование документов с помощью компьютерных технологий.

27. Вялова, Л.М. Проблемы современной регламентации работы с обращениями граждан : [тез. докл. на V междунар. науч.-практ. конф. "Документация в информационном обществе"]. – 1999. – № 1. – С. 16 – 17.

Дана оценка состояния правового регулирования работы с обращениями граждан за последнее десятилетие. Обоснована необходимость расширения видового состава обращений и корректировки ряда положений о работе с этой группой документов.

28. Демушкин, А.С. Правовое регулирование организации работы с документированной информацией ограниченного доступа : [докл. на VIII междунар. науч.-практ. конф. "Документация в информационном обществе"]. – 2002. – № 2. – С. 34 – 38.

Обзор законодательных актов, обеспечивающих правовую защиту государственной и коммерческой, служебной и профессиональной тайн.

29. Ермолаева, А.В. О некоторых аспектах правового регулирования ДОУ и архивного дела в субъекте РФ. – 2006. – № 2. – С. 3 – 8.

Акцентируется внимание на правовую неурегулированность отдельных вопросов в области ДОУ в т.ч. разработке и утверждении унифицированных систем документации в сфере социального обеспечения, ЖКХ, имущественных отношений. Обоснована необходимость выработки единой государственной политики в области ДОУ и участия субъектов РФ в разработке законодательства.

30. Жукова, М.П. Новая редакция "Перечня типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий с указанием сроков хранения" : [тез. докл. на V междунар. науч.-практ. конф. "Документация в информационном обществе"]. – 1999. – № 1. – С. 12 – 13.

Раскрыты основные положения концепции разработки Перечня и трудности, возникавшие при его подготовке.

31. Илюшенко, М.П. Перечень документов со сроками хранения, его значение в документировании управленческой деятельности и методическом обеспечении делопроизводства. – 2004. – № 4. – С. 29 – 32.

Освещена роль перечней документов как классификационных справочников и методических пособий при определении научной и практической ценности документов. Рассмотрена система классификации документов в перечнях и показано их значение при составлении номенклатур и формировании дел в организации.

32. Ищейнов, В.Я. Персональные данные в законодательных и нормативных документах Российской Федерации и информационных системах. – 2006. – № 3. – С. 87 – 90.

О трактовке понятия "персональные данные" в законодательных и нормативных документах РФ, справочной литературе. Изложена точка зрения автора на состав персональных данных.

33. Коссов, И.А. Уголовный кодекс Российской Федерации об ответственности за утрату архивных документов / И.А. Коссов, Г.А. Осичкина. – 2003. – № 1. – С. 95 – 97.

Характеристика советского и российского уголовного законодательства по вопросам ответственности за хищение архивных источников и необеспечения их сохранности.

34. Красавин, А.С. Проблемы документационного обеспечения управления кадрами. – 2000. – № 2. – С. 10 – 15.

В статье научного сотрудника ВНИИДАД содержится анализ структуры нормативной базы, регулирующей ДОУ кадрами. Отмечены существенные недоработки в составе нормативно-методических документов, унифицированных форм документов по состоянию на 2000 год.

35. Красавин, А.С. О формах Госкомстата России по учету кадров. – 2001. – № 2. – С. 19 – 23.

Отличительные особенности нового Альбома унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты (М., Госкомстат, 2001). Рассмотрена сфера распространения Альбома, порядок его применения, состав и содержание по группе кадровых документов.

36. Кузнецов, С.Л. Новое в законодательстве по автоматизации делопроизводства в 2006 году. – 2007. – № 1. – С. 46 – 49.

Рассмотрены ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации", "О порядке рассмотрения обращений граждан", "О персональных данных" и изменения, внесенные в Гражданский кодекс по организации работы с электронными документами.

37. Кузнецова, Т.В. Отражение вопросов документирования в законодательных актах Российской Федерации. – 2001. – № 2. – С. 9 – 14.

С позиций документоведения осуществлен анализ важнейших законодательных актов РФ и ряда нормативно-методических документов за период с 1993 по 2000 годы.

38. Кузнецова, Т.В. Изменения 2003 года в законодательно-правовой и нормативно-методической базе по документационному обеспечению управления. – 2004. – № 1. – С. 34 – 42.

Об изменениях, внесенных в ГОСТ Р 6.30-2003 "УСД. УСОРД. Требования к оформлению документов", в ГОСТ Р 51511-2001 "Печати с воспроизведением Государственного герба РФ". Дан обзор основных положений Правил и Инструкции о порядке ведения и заполнения трудовых книжек. Раскрыты особенности нового "Положения о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ" и ряда других нормативно-правовых актов.

39. Кузнецова, Т.В. Вопросы документационного обеспечения управления в Типовых регламентах федеральных органов исполнительной власти. – 2005. – № 4. – С. 4 – 10.

О появлении регламентов как организационных документов. Анализ Типовых регламентов, утвержденных постановлениями Правительства РФ в 2005 году. Виды документов и вопросы делопроизводства в Типовых регламентах.

40. Кузнецова, Т.В. Новое в законодательно-правовой базе по документационному обеспечению управления за 2005 год. – 2006. – № 1. – С. 8 – 15.

О вопросах документирования и организации делопроизводства в ФЗ "О государственном языке РФ", Типовых регламентах федеральных органов исполнительной власти, Правилах оказания услуг почтовой и телеграфной связи и других документах.

41. Кузнецова, Т.В. Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". – 2006. – № 3. – С. 3 – 6.

Прокомментированы основные статьи нового закона, включая терминологию, требования к тексту письменного обращения, порядок регистрации, сроки рассмотрения и другие аспекты работы с обращениями граждан.

42. Кузнецова, Т.В. Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" – основа единой системы делопроизводства в государственных органах и органах местного самоуправления. – 2006. – № 4. – С. 3 – 7.

Осуществлен сравнительный анализ аналогичных федеральных законов 1995 и 2006 годов. Дана характеристика нового закона применительно к процессам документирования и организации делопроизводства.

43. Кузнецова, Т.В. Вопросы документирования в законодательных актах Российской Федерации. – 2007. – № 1. – С. 3 – 7; № 2. – С. 3 – 7.

Рассмотрены Конституция РФ, Гражданский и Трудовой кодексы, ФЗ "О персональных данных" и другие нормативные акты на предмет отражения в них видов документов, особенностей документирования и работы с документами.

44. Кукарина, Ю.М. Формирование понятий "электронный документ" и "электронная цифровая подпись" в законодательных и нормативно-методических актах РФ. – 2003. – № 1. – С. 43 – 52.

Обзор нормативно-правовых и методических документов за последние два десятилетия, посвященные документам на машинном носителе, электронным документам и ЭЦП.

45. Ларин, М.В. Управление документацией. Проблемы нормативно-методического регулирования. – 1998. – № 1. – С. 9 – 13.

В статье директора ВНИИДАД обозначены проблемы, связанные с совершенствованием ДОУ. Предложена система нормативно-правовых актов и методических документов, устанавливающие единые требования к административной документации и управлению ею. Обозначены направления деятельности Росархива в осуществлении государственного управления документацией.

46. Ларин, М.В. К вопросу о разработке концепции Федерального закона "О документационном обеспечении управления". – 2001. – № 2. – С. 3 – 8.

Изложены основные положения концепции проекта закона, подготовленного группой специалистов под эгидой ВНИИДАД и Росархива.

47. Ларин, М.В. Государственное регулирование делопроизводства в России: история и современность. – 2002. – № 1. – С. 3 – 8.

Об основах государственной политики по отношению к информации и документации. Анализ законодательной и нормативно-методической базы, обеспечивающей государственное регулирование вопросов делопроизводства в дореволюционный, советский и постсоветский периоды. Задачи, принципы и основные направления упорядочения ДОУ на современном этапе.

48. Надершина, М.Д. Законодательное регулирование организации делопроизводства в негосударственных пенсионных фондах. – 2002. – № 3. – С. 40 – 42.

О нормативных документах Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития РФ по вопросам организации работы с документами. Обоснована необходимость дальнейшей разработки и совершенствования нормативно-методической базы ДОУ.

49. Надершина, М.Д. Законодательное регулирование документационного обеспечения управления унитарного предприятия. – 2003. – № 2. – С. 45 – 50.

На основе анализа федеральной законодательной базы, посвященной унитарным предприятиям, рассмотрены документы, необходимые для регистрации предприятия, его реорганизации и ликвидации.

50. Надершина, М.Д. Законодательное обеспечение документирования деятельности кредитных организаций в подзаконных актах РФ. – 2003. – № 4. – С. 14 – 23.

Представлен анализ подзаконных актов Центрального банка России по вопросам документирования различных аспектов деятельности кредитных организаций: открытие, реорганизация, ликвидация, лицензирование, получение разрешений и согласований, включая их филиалы и представительства.

51. Рысков, О.И. Национальный стандарт на описание электронных информационных ресурсов. – 2005. – № 2. – С. 54 – 59.

Рассмотрена новая версия ГОСТ 7.70-2003 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Описание баз данных и машиночитаемых информационных массивов. Состояние и обозначение характеристик".

52. Савин, В.А. Об "Основных правилах работы архивов организаций". – 2003. – № 4. – С. 4 – 13.

Сравнительная характеристика Правил 1986 и 2002 годов. Структура основных правил работы государственных архивов РФ 2002 года, их отличительные черты.

53. Санкина, Л.В. Нормативная регламентация современного делопроизводства. Нерешенные проблемы : [тез. докл. на V междунар. науч.-практ. конф. "Документация в информационном обществе"]. – 1999. – № 1. – С. 14 – 15.

Оценка состояния нормативно-методической базы ДОУ в 90-е годы. Обозначены делопроизводственные процессы, требующие регламентации с учетом современных реалий.

54. Тихонов, В.И. Нормативно-правовая база электронного документооборота в России: законодательные инициативы и задачи на перспективу. – 2002. – № 3. – С. 43 – 49.

Дан анализ и оценка состояния отечественных законодательных актов и проектов этих актов в области электронных документов и документооборота.

55. Янковая, В.Ф. Нормативное обеспечение делопроизводства в учреждении, организации, на предприятии. – 2001. – № 1. – С. 32 – 38.

О комплексе нормативных актов организационного и инструктивного характера, а также методических документов, определяющих организацию работы с управленческой документацией. Рассмотрены положения о службе ДОУ, должностные инструкции, инструкция по делопроизводству, табель форм документов.

См. также: 100, 112, 244, 273, 352, 426-427, 446, 452, 462, 511-512, 515, 525.

2. Документ в системе управления

2.1.  Теоретические основы понятия "документ"

56. Гельман-Виноградов, К.Б. О сложностях трактовки понятия" документ" и способах их преодоления. – 2005. – № 2. – С. 16 – 24.

Автор статьи – доктор исторических наук рассматривает различные точки зрения на понятие "документ", зафиксированные в научной и справочной литературе, национальных и международных стандартах, посвященных информации и документации.

57. Демушкин, А.С. Принципиальные изменения в развитии понятия "информация". – 2004. – № 3. – С. 63 – 66.

Об основных направлениях в развитии понятия "информация". Информация как общенаучная категория. Правовой и управленческий аспекты в развитии данного понятия.

58. Ларин, М.В. Развитие понятия "документ". – 2000. – № 1. – С. 5 – 9.

Показана эволюция развития понятия "документ", дан сравнительный анализ разных подходов к этому термину.

59. Лейченко, Л.А. Весь мир – это документ. – 2006. – № 3. – С. 10.

Автор определяет документ как широкое философское понятие, которое необходимо исследовать именно с этой точки зрения.

60. Сафиуллина, З.А. Документ как ведущий носитель смысла в социально-коммуникативных процессах : [докл. на X междунар. науч.-практ. конф. "Документация в информационном обществе"]. – 2004. – № 1. – С. 22 – 24.

Рассматривается социальное значение документа как носителя личностного и общественного смысла, вопросы адресности документов. Затрагивается проблема оптимизации функционирования новых видов документов, их классификации. Обосновывается системный подход к решению вопроса о сохранении и воспроизведении смысла документа с помощью электронных носителей информации.

61. Сафиуллина, З.А. О конкурентноспособности документальных носителей социальной информации. – 2005. – № 2. – С. 49 – 53.

О лидирующих позициях современного документа среди других способов передачи информации. Достоинства и отрицательные воздействия электронных документов.

62. Семилетов, С.И. Документ как продукт технологического процесса документирования : [тез. докл. на VIII междунар. науч.-практ. конф. "Документация в информационном обществе"]. – 2002. – № 3. – С. 20 – 23.

Автором рассмотрены функциональные характеристики документа, его материальные носители, файловая организация электронных документов как аналога носителя в технологиях информационного общества.

63. Сокова, А.Н. Документоведение и его роль в исторической науке и управленческой деятельности. – 2004. – № 4. – С. 4 – 8.

Обосновывается историчность документоведения как научной дисциплины, показана значимость терминологии для научных и практических работ. Изложена точка зрения на проблему регистрации документов с использованием электронных технологий.

64. Столяров, Ю.Н. Материальный носитель информации как составная часть документа. – 2003. – № 3. – С. 33 – 35.

Понятие "материальный носитель информации" рассмотрено с точки зрения материала основы записи и вещества записи. Показано своеобразие материального носителя информации электронного документа (офлайнового и онлайнового).

65. Столяров, Ю.Н. Номинационная составляющая документа. – 2005. – № 2. – С. 25 – 28.

В статье профессора Московского университета культуры поднимаются вопросы этимологии наименования документа, классификации документов по признаку их наименования (номинационной составляющей).

66. Столяров, Ю.Н. Документ – понятие конвенциональное (в порядке дискуссии). – 2005. – № 4. – С. 11 – 18.

Изложены полемические заметки по поводу отдельных высказываний профессора К.Б. Гельмана-Виноградова в его статье "О сложностях трактовки понятия "документ" и способах их преодоления". Автор обосновывает собственную точку зрения на понятие "документ" и развитие документоведения как науки.

67. Столяров, Ю.Н. Синтакционная составляющая документа. – 2006. – № 4. – С. 20 – 23.

Прослеживается история развития элементов структуры документа и исследуется его синтакционный компонент.

68. Титунова, И.Б. К вопросу об определении понятия "документ". – 2006. – № 3. – С. 7 – 9.

Анализируются определения документа, данные в ГОСТах 16487-83, Р 51141-98, в федеральных законах "О библиотечном деле" и "Об обязательном экземпляре документа".

69. Филенко, Е.Н. Развитие понятия "документ" с внедрением новых информационных технологий. – 2006. – № 2. – С. 59 – 66.

Дана характеристика определений "документ на машинном носителе", "машиночитаемый документ", "электронный документ". Приведена сравнительная таблица, где представлены преимущества и ограничения функционирования бумажных и электронных документов.

См. также: 534.

2.2.  Развитие документа, его функции, классификация

70. Виноградова, Е.Б. Берестяные грамоты: вопросы документолога. – 2004. – № 1. – С. 78 – 82.

Автор поднимает ряд вопросов, связанных с местом берестяных грамот в истории документа и славянской письменности. Акцентируется внимание на даты появления берестяных грамот и местностях их использования, жанровом разнообразии и содержании, об их сохранности и людях, владеющих этим письмом.

71. Илюшенко, М.П. Функциональный анализ документа. – 1999. – № 2. – С. 43 – 46; 2000. – № 1. – С. 20 – 23.

Представлена типологическая классификация функций документа; раскрыта сущность информационных и культурно-исторических функций, функций, обеспечивающих процесс управления.

72. Илюшенко, М.П. Документная информация: свойства и особенности. – 2006. – № 2. – С. 20 – 24.

Документная информация рассмотрена автором с разных точек зрения: назначения, ценности, объективности и достоверности, новизны и полноты, своевременности, надежности и определенности, информационного объема, емкости и информативности.

73. Костомаров, М.Н. "Многоликий Янус" – документ в системе информационного менеджмента. – 1998. – № 1. – С. 22 – 31.

Об эволюции документа, его материальных носителях, видовом составе, использовании информационных технологий в подготовке и передаче документной информации.

74. Костомаров, М.Н. Классификация документов и документной информации. – 1999. – № 2. – С. 18 – 26.

Обоснована роль и значение классификации и классификационных схем в управлении; рассмотрены методы и технология разработки классификаторов документов; сложившаяся система общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации. Представлена организационная структура системы ведения ОК ТЭСИ.

75. Мнения студентов – первокурсников факультета истории, политологии и права РГГУ о роли документа в жизни человека и общества. – 2001. – № 1. – С. 115 – 119.

Публикация текстов сочинений 10 студентов-первокурсников о понятии "документ",  функциях документа в обществе.

76. Плешкевич, Е.А. Социальный институт документирования информации: истоки зарождения. – 2004. – № 1. – С. 75 – 77.

Рассмотрены антропологические, технологические, общекультурные и социальные предпосылки зарождения письменности, особенности пиктографического и идеографического письма. Возникновение институтов документирования в Междуречье и Египте в III тыс. до н.э. и их роль в развитии общества.

77. Плешкевич, Е.А. Становление и развитие института документирования в Древнем Египте. – 2004. – № 2. – С. 81 – 85.

О появлении идеографического письма и первых деловых документах. Характеристика материалов, используемых для письма, графика письменных документов и их оформление. Становление системы делопроизводства в Древнем Египте и роль писцов в документировании административной и хозяйственной деятельности.

78. Плешкевич, Е.А. Понятие "реквизит документа": к постановке вопроса. – 2005. – № 1. – С. 15 – 24.

Осуществлен исторический экскурс в исследовании понятия "реквизит" документа; в теоретическом аспекте рассмотрены природа и функции реквизитов, их классификация в рамках документоведения.

79. Семилетов, С.И. Группы и отдельные виды типовых документов, форма их представления в социальной сфере: подходы к их классификации. – 2003. – № 1. – С. 5 – 11; № 2. – С. 24 – 31.

Автор статьи – научный сотрудник Института государства и права РАН на основе анализа определений и употреблений дефиниций, связанных с категорией "документ", обозначил подходы к их классификации как объектов права. Представлена сводная таблица классификации документов по группам и отдельным видам, носителям и форме представления, по способам фиксации и формам восприятия информации.

80. Сокова, А.Н. Электронный документ и электронный архив: [докл. на V междунар. науч.-практ. конф. "Документация в информационном обществе"]. – 1999. – № 1. – С. 6 – 10.

О понятиях "электронный документ" и "электронный архив" и проблемах, связанных с функционированием электронных документов.

81. Сокова, А.Н. Электронные документы и электронные технологии в делопроизводстве : [докл. на VII междунар. науч.-практ. конф. "Документация в информационном обществе"]. – 2001. – № 1. – С. 13 – 18.

В докладе показана степень нормативной и теоретической разработанности проблемы электронных документов и электронных технологий в традиционном делопроизводстве. Предложены рекомендации о направлениях исследований в этой области.

82. Сокова, А.Н. Понятие вида в документоведении (документная систематика). – 2002. – № 3. – С. 7 – 12.

О теоретическом и практическом значении документной систематики. Автором рассмотрена иерархия систем документации по таким основаниям как тип, класс, группа, вид, разновидность, форма. Изложена авторская позиция на понятие "вид" документа, критерии для определения видов документа и их классификацию.

83. Тихонов, В.И. Сущностные характеристики, состав и классификация электронных документов : [докл. на VI междунар. науч.-практ. конф. "Документация в информационном обществе"]. – 1999. – № 2. – С. 48 – 56.

Изложены подходы к определению понятий "документ", "электронный документ", "миграция электронного документа". Рассмотрены компоненты ЭД и точки зрения специалистов по вопросам классификации ЭД.

См. также: 428.

2.3.  Стандартизация управленческой документации

84. Банасюкевич, В.Д. Изменения ГОСТ Р 6.30-97 "Унифи­цированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов". – 2000. – № 1. – С. 3 – 4.

О коррективах, внесенных постановлением Госстандарта России от 21.01.2000 года в ГОСТ Р 6.30-97.

85. Кузнецов, С.Л. Новый стандарт в области ДОУ. – 2007. – № 3. – С. 35 – 39.

Дана характеристика национального ГОСТа Р ИСО 15489-1-2007 "Управление документами. Общие требования", подготовленного ВНИИДАД и введенного в действие с 1 июля 2007 года. Рассмотрена структура стандарта, его новая терминология и требования к построению систем ДОУ.

86. Кузнецова, Т.В. Государственный стандарт Российской Федерации о порядке оформления документов. – 1998. – № 1. – С. 14 – 21; № 2. – С. 3 – 7.

Подробно рассмотрен ГОСТ Р 6.30-97: область его применения, состав реквизитов, требования к оформлению 29 реквизитов.

87. Сенин, А.С. Герб России. – 1999. – № 1. – С. 64 – 66.

В статье доцента РГГУ прослеживается история изображения двуглавого орла в качестве государственного герба Российской империи, гербах российских городов, современного российского государства, на печатях, монетах, знамени и др.

88. Сокова, А.Н. Перспективы развития правил оформления управленческих документов. – 2004. – № 2. – С. 4 – 7.

О составе типовой документации в управленческой деятельности, действующей нормативно-правовой базе ДОУ и ее недостатках. Роль типовой и индивидуальной инструкции как нормативно-методического документа в регламентации процессов документирования в организациях.

89. Янковая, В.Ф. Терминология документационного обеспечения управления (ГОСТ Р 51141-98 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения"). – 1999. – № 1. – С. 41 – 46.

Осуществлен сравнительный анализ двух терминологических ГОСТов (1983 и 1998 годов); рассмотрено значение новых терминов, отмечены недостатки понятийного аппарата.

См. также:  9-10, 21, 51, 133, 297, 503, 506-507, 510.

3. Системы документации

3.1.  Организационно-правовые  и распорядительные документы

90. Аляутдинова, Е.Т. Развитие устава как вида документа в советской России. – 2004. – № 2. – С. 76 – 80.

Об изменении законодательной функции устава после революции 1917 года. Характеристика различных видов уставов 20-30-х годов как нормативных и организационных документов.

91. Артамонова, И.И. Понятие "указ" в словарях и энциклопедиях. – 2001. – № 1. – С. 64 – 67.

О происхождении и развитии указа как вида распорядительного документа. Терминологический анализ этого понятия на основе справочных изданий дореволюционного и советского периодов.

92. Булюлина, Е.В. Изменения в составе, организации и порядке подготовки документов органов исполнительной власти субъектов РФ в период проведения социально-экономиче­ских реформ / Е.В. Булюлина, Е.Ю. Червонная. – 2004. – № 2. – С. 13 – 15.

Задачи администраций (правительств) субъектов Федерации и основные виды документов, обеспечивающие управленческие функции органов исполнительной власти.

93. Енина, Р.В. Уставы субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления как нормативные правовые акты (на примере Тверской области) / Р.В. Енина, О.Г. Леонтьева. – 2007. – № 1. – С. 8 – 12.

Охарактеризованы Уставы Тверской области и г. Твери: структура их текстов, оформление, особенности принятия и утверждения.

94. Ермолаева, А.В. Виды правовых актов органов государственной власти субъекта Федерации и их основная характеристика. – 2001. – № 1. – С. 53 – 58.

Рассмотрены учредительные документы и законы субъекта Федерации, правовые акты законодательных (представительных) и исполнительных органов власти, договоры и соглашения.

95. Ермолаева, А.В. Официальные документы органов государственной власти субъекта Федерации как основная форма реализации их полномочий (на примере Саратовской области). – 2001. – № 2. – С. 24 – 28.

На примере федеральных законов и законодательных актов Саратовской области, регулирующих вопросы деятельности органов государственной власти субъекта РФ и высшего должностного лица, рассмотрена система правовых актов региона.

96. Ермолаева, А.В. Устав – основной закон области как субъекта Российской Федерации. – 2002. – № 1. – С. 20 – 24.

На основе анализа Устава Саратовской области рассмотрены его особенности как нормативно-правового акта: структура, содержание, порядок подготовки и принятия.

97. Ермолаева, А.В. Понятие правового акта как официального документа. – 2003. – № 1. – С. 12 – 18.

Осуществлен сравнительный анализ определений понятия "нормативный правовой акт", рассмотрены функции и признаки правового акта, дана классификация правовых актов органов государственной власти субъектов РФ.

98. Ермолаева, А.В. Договоры и соглашения органов государственной власти субъектов Федерации как разновидность нормативных документов. – 2003. – № 3. – С. 4 – 9.

Изучены договоры и соглашения, заключаемые субъектами Федерации. На примере Саратовской области рассмотрены действующие договоры и соглашения, особенности их подготовки и заключения.

99. Ермолаева, А.В. Программные документы как внешняя форма принятия управленческих решений. – 2005. – № 1. – С. 10 – 14.

Исследованы проблемы, связанные с принятием и реализацией региональных и целевых программ на уровне субъекта РФ - Саратовской области.

100. Илюшенко, М.П. Организационные документы и их значение в регулировании управленческой деятельности (положение, должностные инструкции). – 2004. – № 3. – С. 29 – 32.

Детально рассмотрены назначение, структура и состав информации Положения об органе управления и должностных инструкции как организационных документов.

101. Коссов, И.А. Опубликование нормативно-правовых актов. – 1998. – № 2. – С. 24 – 27.

Дан обзор официальных и неофициальных периодических изданий, на страницах которых публикуются тексты нормативно-правовых актов, принятых федеральными органами исполнительной власти.

102. Морозов, А.Г. Регламентирование законодательной процедуры в Государственной Думе Российской Федерации. – 1999. – № 1. – С. 47 – 50.

На основе "Регламента Государственной Думы Федерального собрания – парламента РФ" рассмотрены процедуры законотворческой деятельности Думы и пакет документов, сопровождающий принятие закона.

103. Морозов, А.Г. Особенности процесса разработки и оформления закона. – 1999. – № 2. – С. 27 – 31.

Изложены общие принципы разработки законодательного акта, требования к структуре текста, терминологии, стилю, форме изложения и оформления.

104. Морозов А.Г. Закон и его место в системе нормативно-правовых актов. – 2001. – № 1. – С. 49 – 52.

Рассмотрены признаки и свойства закона как основного источника права и документа, обладающего высшей юридической силой. Показано место основных законодательных актов: основ законодательства, кодексов, модельных законов, договоров, регламентов, положений.

105. Панцерный, В.В. Разработка Инструкции по работе с документами (на примере Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации). – 2000. – № 1. – С. 27 – 29.

Представлен сравнительный анализ структуры и содержания трех вариантов инструкции по работе с документами в подразделения Государственной Думы.

106. Панцерный, В.В. Разработка проекта регламента Государственной Думы. – 2001. – № 1. – С. 59 – 63.

О деятельности Временной комиссии по регламенту и статусу депутата по разработке проекта Регламента Государственной Думы, его структуры, отдельных блоков статей, положений.

107. Пащенко, В.Г. Общая структура организации (документ, который редко бывает завершенным). – 2003. – № 3. – С. 10 – 16.

Охарактеризован организационный документ "Общая структура организации", используемый в Пензенском госуниверситете при решении вопросов административного и финансового управления вузом, контроля над его деятельностью.

108. Сафиуллина, З.А. О содержательном значении видов официальных документов. – 2003. – № 1. – С. 39 – 42.

О видовом разнообразии официальных документов, функционирующих в сфере управления, их отражении в текущих информационных изданиях и автоматизированных системах.

109. Сокова, А.Н. Приказ в системе управленческих документов. – 2003. – № 2. – С. 32 – 37.

На основе нормативной, научной, учебной и справочной литературы проанализировано определение "приказа" как управленческого документа, показаны его особенности на разных этапах исторического развития.

110. Соколова, А.И. Правовая природа Устава как вида документа. – 2005. – № 4. – С. 19 – 24.

Обосновывается правовая природа устава, его признаки как нормативного акта и функции, которые выполняются уставом.

111. Соловьева, М.В. Договоры, заключаемые Комитетом по управлению имуществом органов местного самоуправления (на примере Калининского района Тверской области) / М.В. Соловьева, О.Г. Леонтьева. – 2004. – № 4. – С. 37 – 41.

Охарактеризованы особенности составления и оформления договоров купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования и мены, функционирующие в деятельности комитетов по управлению имуществом.

112. Янковая, В.Ф. Документы, регламентирующие деятельность структурного подразделения (положение о подразделении, должностные инструкции). – 1998. – № 1. – С. 37 – 45.

О разновидностях положений и должностных инструкций, порядке их разработки, составе информации и правилах оформления.

113. Янковая, В.Ф. Об изменениях в системе видов распорядительных документов (к постановке проблемы). – 2000. – № 2. – С. 16 – 22.

Прослежены тенденции в развитии системы распорядительных документов, принимаемых на основе принципа единоначалия. На примере распорядительных документов федеральных органов исполнительной власти и Правительства Москвы, показаны изменения в видовой структуре этой группы документов.

См. также: 11, 39, 164, 166.


На главную Написать письмо Карта сайта